Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Охотницы за головами

Охотницы за головами… Как, по-вашему, они выглядят? Связка скальпов на поясе, каменный нож, лук со стрелами, ожерелье из коренных зубов зазевавшихся жертв и боевая раскраска? Вовсе нет. Их «родовые» черты - аккуратный маникюр, изящный макияж, пара мобильных телефонов на поясе, записная книжка толщиной с альбом Ваших детских фотографий, палм или ноутбук в сумочке. Их профессия - рекрутер, или сотрудник кадрового агентства. Разновидность - хедхантер (headhunter). Собиратель голов, ловец человечков, Диана-охотница. Да-да, почти сто процентов персонала кадровых агентств - это женщины, что, как обычно, указывает на то, что работа эта адски тяжела. И в то же время чертовски интересная.

Непосвященные граждане часто путают рекрутеров с сотрудниками бюро по трудоустройству. А различие между тем довольно существенное. В агентства по трудоустройству приходят безработные соискатели, и задача персонала - найти им желанную работу. Рекрутинговые же агентства работают «от заказчика», укомплектовывая штат фирмы-клиента специалистами нужной квалификации. Свои гонорары они получают с клиента, и кандидату на вакансию и услуги обходятся бесплатно.
 
Где рекрутеры находят необходимые кадры - об этом можно писать романы и сочинять поэмы. Но чаще всего это происходит очень прозаично - перерываются горы резюме и обзваниваются сотни людей. Обычно рекрутеры специализируются по какому-нибудь одному направлению: одни занимаются банковской сферой, другие - производством, третьи - вакансиями в СМИ. Рекрутер, который приобрел ценный опыт и не менее ценные связи в определенной отрасли, ценится чрезвычайно высоко и может взлететь в заоблачные высоты хедхантинга, то есть выполнять executive search - поиск особо квалифицированного персонала и топ-менеджеров. Это тонкая и весьма сложная работа. Если рекрутмент - ремесло, то хантинг - настоящее искусство.
 
Утром - головы, вечером - деньги
 
Как говорят, плох тот рекрутер, который не мечтает стать директором по персоналу. Впрочем, есть рекрутеры экстра-класса, которые ни на что не променяют свою профессию. Это как наркотик. Но менеджер или директор по персоналу - действительно достойное продолжение карьеры для рекрутера. Если, конечно, он не стремится открыть собственное агентство.
 
Что касается денег, в большинстве кадровых компаний у агента есть небольшая фиксированная зарплата, а остальное - проценты от закрытых контрактов. Расчет здесь простой - компания платит агентству за найденного сотрудника от десяти до двадцати пяти процентов его годовой зарплаты. При этом оставляет за собой право вернуть не подошедшего кандидата в течение оговоренного испытательного срока. Рекрутер же получает 20-30 процентов от комиссионных агентства, в среднем это 400-600 долларов в месяц. Доходы опытных рекрутеров стартуют от тысячи долларов и верхнего предела уже не имеют, а заработки высококвалифицированного хантера можно сравнить с суммами, которые получают топ-персоны, «выловленные» им для заказчика.
 
Где учат на «охотника»?
 
Только в кадровом агентстве! Конечно, хорошо, если человек имеет психологическое образование или закончил факультет управления персоналом, но реально все навыки и знания он получит только на рабочем месте. Даже если он прекрасно разбирается в тестах Люшера и MMPI. Рекрутмент интересен именно тем, что в нем работают люди самых разных профессий и специальностей. В агентство может прийти и выпускник психологического факультета, который уверен в том, что это поможет ему использовать полученные знания и приобрести навыки общения с большим потоком людей, и sales manager, который ориентирован на продажу услуг клиенту... Бывает, что человек приходит в агентство в поисках работы и неожиданно находит себя в рекрутинговой профессии. Иногда рекрутер «вырастает» внутри компании, пройдя путь от ресепшиониста до консультанта.
 
Кто есть кто?
 
В некоторых компаниях весь процесс от поступления заявки на работника до подписания контракта ведет один рекрутер, но во многих есть разделение труда. У сотрудников кадровых агентств различные специализации.
 
1. Ассистенты
У них самая монотонная работа и самый непростой рабочий график - ведь нужно «поймать» претендента, который оставил, к примеру, только домашний номер. Девушки начинают работать чуть ли не с семи утра, чтобы застать кандидата дома, и терзают телефон до позднего вечера.
 
2. Ресечеры (от англ. research - изучение)
Они просматривают ворохи резюме, прочесывают базы данных в Интернете.
 
3. Рекламисты
Ежедневно обновляют рекламу на сайтах, занимаются подачей объявлений в прессе.
 
4. Ресепшионисты
Отвечают на первичные звонки, принимают кандидатов, предлагают им заполнить анкету. Кстати, анкеты, написанные от руки, нужны не просто так, а для получения образца почерка - нередко работодатели заказывают графологическую экспертизу анкеты потенциального сотрудника. Часто ресепшионисткам заодно приходится успокаивать безутешных безработных.
 
5. Рекрутеры (консультанты и стажеры)
Стажерам, впервые пришедшим в агентство, дают легкие задания - поиск секретарей, ресепшионистов, офис-менеджеров. Через некоторое время стажер пускается в самостоятельное плавание.
 
В некоторых агентствах есть также менеджеры по работе с клиентами (account manager), которые занимаются непосредственно ведением клиента (выезд к заказчику, снятие заявки, подписание договора, поддержка контакта и, наконец, получение комиссионных). В этом случае на долю рекрутера остается лишь общение с кандидатами.
 
...и немного мистики
 
Жизнь охотниц за головами полна мистических совпадений, тончайших связей, сложнейших пересечений. Иной раз невозможно предсказать, чем обернется случайно сказанное слово, обычный телефонный звонок или запись в телефонной книжке. Переплетение человеческих судеб может быть заключено в одном движении тонкой женской руки... Служебные романы и промышленный шпионаж, процветание или крах фирмы - ко всему этому может быть невольно причастна сотрудница рекрутингового агентства.
 
Любой кандидат может оказаться будущим работодателем, а заказчик - появиться на пороге бюро по трудоустройству. Каждый рекрутер может оказаться булгаковской Аннушкой, разлившей масло, - причем не обязательно в негативном смысле. Случаются удивительные совпадения - например, ровно в тот момент, когда заказчик диктует по телефону заявку на кандидата с редчайшей специальностью, из факсового аппарата рекрутера выползает нужное резюме! Работа рекрутера заполняет собой все свободное пространство и поселяется в самых дальних уголках подсознания.
 
Чтобы стать «ловцом», надо:
 
• не уставать от общения с людьми:
• быть готовой к ненормированному рабочему дню;
• выдерживать 30-50 телефонных звонков в день;
• быть стрессоустойчивой:
• уметь время от времени выполнять монотонную работу.
 
Серьезная трудность профессии в том, что большая часть факторов, влияющих на успех, не зависит от воли рекрутера, а является стечением обстоятельств. Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Уметь слушать и слышать. Хорошо адаптироваться к любым условиям. Обладать интуицией, проницательностью, терпением и выдержкой. Рекрутмент - универсальная школа. Для человека, поработавшего в нем, невозможного почти нет.
 
Как они нас проверяют
 
1. Тест Люшера
Испытуемому предлагается комплект, состоящий из восьми цветных карт. Он должен выбирать из него карты (одну за другой) наиболее приятного для него цвета. Последовательность выбранных карт определяет психологическое состояние тестируемого. Кадровики очень любят этот тест из-за простоты интерпретации и быстроты проведения.
 
2. Тест MMPI
Тоже очень популярен у кадровиков. Это стандартный список вопросов или утверждений с заданными вариантами ответов. Полный вариант теста содержит 565 вопросов, адаптированный (СМИЛ) - 397. Существуют укороченные версии, более удобные для повседневной работы рекрутеров. Интерпретация теста включает в себя оценку достоверности данных, мотивации претендента, его социальной позиции, эмоционального фона, стрессовых механизмов, стиля мышления, особенностей характера, способов адаптации... И на основе всего этого даются рекомендации по выбору профессии. Считается, что результат теста MMPI работодателем вообще лучше не показывать: слишком уж высок у нашего человека уровень тревожности! Этим результатам не всегда можно доверять, но опытный рекрутер должен сделать правильные выводы.
 
Перлы от рекрутеров
 
У каждого рекрутера набирается множество баек о странных претендентах и неадекватных заказчиках. Любимый профессиональный анекдот: «На завод требуются двое рабочих: Один – для обертки, другой – для начинки». Диалоги в стиле «безумного чаепития» можно рассказывать часами:
 
• - Здравствуйте! Я по объявлению. Хочу работать менчер… мерчер… мерчендай… тьфу…, ну хоть скажите что это такое?
 
• - Нам требуется маркетолог!
- По какой специализации?
- Мы хотим, чтобы, он размещал рекламу!
- Так вам нужен рекламист?
- Хм... у нас это называется маркетолог...
 
• - Нам нужна девушка без знания иностранного языка, закончившая институт Мориса Тореза.
 
Так что когда рекрутер получает запрос на « рыжеволосую переводчицу с японского языка со знанием бухучета и ветеринарии», он совершенно не удивляется. Правда, претенденты не отстают от заказчиков. Бывает что секретарь–референт при просьбе ввести данные в форму на экране с удивленным видом говорит: «Это же компьютер! Надо позвать системщика!».