Стажировка: как пройти с пользой

naim.ru logo

Для многих молодых специалистов стажировка становится первым серьезным шагом на пути к блестящей карьере. Однако давно не секрет, что стажеров нередко используют как дешевую рабочую силу или же вообще не оплачивают их труд. Стоит ли обращать внимание на бесплатные стажировки или лучше обходить их стороной?

Очень часто на профильных форумах можно увидеть объявление о стажировках для студентов или выпускников вуза. Бывают они оплачиваемые и нет. Конечно же согласно российскому законодательству, стажировка обязательно должна быть оформлена юридически, об этом говорит ст. 59 ТК РФ: срочный трудовой договор заключается: для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

В трудовом договоре стажера должны быть прописаны условия его труда, а именно:

— период стажировки;
— обязанности/компетенции, которыми должен овладеть стажер;
— рабочий график;
— размер оплаты за период стажировки.

Кроме того, со стажером может быть оформлен также ученический договор, который предполагает оплату работы специалиста с последующим зачислением его в штат.

Заключив договор с работодателем, стажер получает все права работника, которые предусмотрены трудовым законодательством, в том числе и право на заработную плату. Правда, ее размер остается исключительно на совести компании, единственное условие — она должна быть не меньше минимального размера оплаты труда. Но в большинстве случаев, если работодатель оплачивает стажировку, размеры выплат являются вполне приемлемыми для молодых специалистов: в среднем стажер получает от 20 до 40 тысяч рублей, что сопоставимо с зарплатой штатного специалиста на начальной позиции.

Тем не менее даже «зеленые» и неопытные понятно что все не так гладко на российском рынке труда. Лишь около 40% всех существующих стажировок оплачиваются работодателем. Остальные 60% — это бесплатный труд.

Однако не стоит делать скоропалительные выводы и отказываться от стажировки, за которую ничего не заплатят.

В большинстве случаев работа нужна скорее стажеру, нежели работодателю. Молодому специалисту следует рассматривать стажировку именно как обучение, а не как способ заработка денег, ведь он получает ценные навыки, с которыми в дальнейшем сможет успешно трудоустроиться.

Если молодые ребята категорически отказываются от бесплатных стажировок, этому есть две причины. Либо они уже чего-то стоят как специалисты, и тогда им нужна не стажировка, а постоянная работа. Либо они о себе слишком большого мнения и думают, что если у них на руках есть диплом, то, значит, они стали нужны всем работодателям. К сожалению, это не так.

Но стоит обратить внимание, что далеко не все стажировки могут быть полезны. Например, если крупная и уважаемая компания (допустим, банк) предлагает молодому специалисту поработать две-три недели бесплатно или за чисто символическую плату, то имеет смысл рассмотреть это предложение. Ведь взамен своего труда стажер сможет получить практический опыт работы по специальности, знакомится с бизнес-процессами, а также получает бесценные строчки в резюме.

Однако следует быть очень осторожным, рассматривая стажировки от малоизвестных небольших компаний: существует большая вероятность, что работодателю просто требуется бесплатная рабочая сила на черновую работу.

Если известность компании ставится под сомнение, то стоит ознакомиться с отзывами о ней в интернете. Также стоит обратить внимание на компании, которая продает продукты питания, пищевые добавки, низкосортное медицинское оборудование и т. п. Возможно, эта организация занимается сетевым маркетингом и ей требуется не специалист, а "пушечное мясо". Так что лучше остановить свой выбор на другой компании.

Также при выборе стажировки следует обратить внимание на должность и круг предстоящих задач. Например, если стажер требуется в PR-отдел, кредитный отдел, HR-департамент или в адвокатскую контору, то молодой специалист сможет получить полезные навыки и обучиться основам профессии, пусть даже и бесплатно. Однако если компания ищет стажера-продавца или стажера-кассира, помощника администратора зала и т.п., где обучение может занять максимум два-три дня, то молодому специалисту лучше воздержаться от работы в таких организациях: знаний вы получите минимум, а работать придется по-настоящему.

Стажировка в крупной или даже средней компании довольно часто становится началом профессионального пути для молодого специалиста. Небольшие компании с большой охотой берут в штат молодых сотрудников, которые хотя бы пару недель стажировались в компании с известным брендом. Чтобы закрепить успех от пройденной стажировки, стоит попросить у компании благодарственное или рекомендательное письмо по результатам стажировки с контактами непосредственного руководителя. Компании такая бумага ничего не будет стоить, а для стажера она может стать небольшим намеком на дальнейшую успешную карьеру.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: