Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Условия эффективного проведения собеседования

А вот прием на работу управленца высокого ранга могут предварять даже десятки собеседований с различными специалистами данной организации. Однако специальные исследования выявили большое количество проблем, которые могут снижать эффективность и достоверность собеседования как основного инструмента отбора кадров.

Суть этих проблем лежит в психологической и эмоциональной сфере. Так, к примеру, имеет место тенденция принятия решения по кандидатуре претендента на основе только лишь одного первого впечатления о нем, складывающегося в самые первые минуты собеседования. Основная же информация о кандидате, выявляемая в дальнейшем, остается практически без внимания и, по сути, не особо влияет на окончательное решение о приеме человека на работу. Еще одна проблема заключается в тенденции оценивать претендента в сравнении с предыдущим соискателем, проходившим собеседование прямо перед ним. Если предыдущий человек выглядел откровенно плохо, то следующий, даже посредственный специалист, будет смотреться хорошо или даже отлично. Имеется у кадровых работников и некая тенденция, в соответствии с которой более высоко оцениваются те кандидаты, социальное положение, внешний вид и манеры поведения которых наиболее соответствуют их личным характеристикам.
 
Исследования показали, что структурированные собеседования со стандартизованными и зафиксированными вопросами и ответами способны повысить точность собеседования, как способа отбора кандидатов. Понятно и то, что собеседование следует сосредоточить на вопросах, затрагивающих суть данной профессии.
Если сам интервьюер прилично знает работу, по которой он проводит собеседование, и в курсе, какие работники могут в ней преуспеть, то он будет в своем выборе более объективен и адекватен, а отобранные им кандидаты будут хорошими специалистами.
 
 
Итак, общие рекомендации наиболее эффективного проведения собеседования можно свести к следующим выводам:
 
Желательно установить в первые минуты беседы искренние взаимоотношения и взаимопонимание с претендентом и способствовать тому, чтобы он (или она) чувствовали себя естественно и свободно.
 
В ходе собеседования нужно стараться быть максимально объективным и сконцентрироваться именно на требованиях к работе.
 
Не следует оценивать претендента, исходя из первого впечатления, и не торопиться с выводами, пока не выслушаете его до конца и не соберете всю необходимую информацию.
 
Приготовить заблаговременно структурированный перечень будущих вопросов ко всем претендентам, но быть достаточно гибким в его использовании, обязательно исследовать и прочие возникающие по ходу беседы вопросы.
 
Стараться быть искуснее и опытнее кандидата в ходе беседы.
 
Внешность
 
Общеизвестно (и специальные исследования подтверждают этот факт), что внешность имеет весьма важное значение при оценке индивидуума другими контактирующими с ним людьми. Существуют устойчивые стереотипы, благодаря которым людям определенной внешности зачастую приписывают черты, ей соответствующие. Американские психологи установили, к примеру, что именно красивым, привлекательно выглядящим людям окружающие приписывают наличие всяческих достоинств. В ходе проведенного психологами эксперимента студенты описывали характер и деловые качества людей исключительно по фотографии: более привлекательные были оценены и как более успешные не только в личной жизни, но и в профессиональной карьере.
 
Как правило, красивые люди обладают более развитой самооценкой, они менее тревожны и в то же время более устойчивы к давлению со стороны окружающих. Такие люди могут легче оказывать влияние на других. Психологи утверждают, что красивые получают более значительную зарплату и даже менее жесткие судебные приговоры, они считаются лучшими коллегами, друзьями, любовниками. Это, кстати, касается в равной мере и женщин, и мужчин.
 
Тут уместно упомянуть и о физиогномике – учении о, якобы, прямой зависимости между характером человека и его внешностью. Доказано, что это учение не имеет под собой абсолютно никаких научных оснований. Физиогномика возникла в далекой древности на основе представлений о предопределенности телесного и психического в человеке тем, что изначально заложено природой.
 
Многие люди осознанно, но чаще всего неосознанно, опираются на постулаты физиогномики, упрощенно понимая и оценивая человеческую индивидуальность. Расхожие стереотипы восприятия человека окружающими людьми прекрасно известны психологам. К примеру, люди высоколобые, лысые, носящие очки, кажутся окружающим более умными и развитыми, чем узколобые, волосатые личности без очков. Люди более упитанные, кажутся спокойными и добродушными, а худые – злыми и нервными. Согласитесь, что стойкой зависимости между приведенными выше качествами нет. Зачастую первое впечатление о собеседнике складывается лишь на основе его внешности, что свидетельствует в нашем случае о непрофессионализме консультанта-кадровика. Необходимо осознавать влияние стереотипов восприятия на Вашу оценку людей, чтобы ослабить их влияние на показатели личных и деловых качеств претендента.
 
А вот о состоянии здоровья, привычках и характере претендента можно получить достаточно достоверную информацию, если сосредоточиться на следующих внешних признаках:
 
* белки глаз с красными прожилками сосудов свидетельствуют о хронической усталости и об истощении нервной системы;
* анемичная бледность лица свойственна людям со сниженным жизненным тонусом и ослабленным здоровьем (однако, замечу, что человек робкий может также побледнеть от испуга, явившись на собеседование);
* красное лицо может свидетельствовать о гипертонии (повышенном кровяном давлении); такие люди зачастую раздражительны, агрессивны и конфликтны, но, бывает, это свидетельствует и о напористом, бойцовском и целеустремленном характере;
* наличие темных кругов под глазами свидетельствует о сердечно-сосудистых нарушениях, урологических заболеваниях, либо переутомлении;
* «мешки» под глазами и отечное лицо могут быть также следствием различных заболеваний, либо неумеренного пьянства (расхожий анекдот: пьяницу спрашивают, куда он дел деньги, а тот отвечает: «Деньги в мешках». — «А мешки где?» - «А мешки под глазами».);
* влажность рук и перхоть в волосах являются следствием повышенной чувствительности нервной системы либо излишней раздражительности;
* холодные руки - спутники пониженного кровяного давления, сопровождающегося низкой работоспособностью из-за повышенной утомляемости;
* беспокойные, «бегающие» движения глаз могут быть спутниками страха или неврастении;
* наоборот, немигающий, «змеиный взгляд» может свидетельствовать об измененных состояниях сознания или душевных заболеваниях;
* красный нос и дрожание рук являются вероятными признаками алкоголизма;
* незаметные белые лунки ногтей могут свидетельствовать о нарушении кровообращения и сердечной недостаточности;
* сутулость, ходьба шатаясь или вразвалку, неспособность подняться по лестнице или спуститься с нее свидетельствуют о заболеваниях суставов или позвоночника;
* неприятный запах изо рта свидетельствует о нелеченных зубах, заболеваниях носа, горла или желудочно-кишечного тракта, а иногда и несоблюдении элементарных правил личной гигиены;
* кожа на шее свидетельствует о биологическом возрасте человека;
* взгляд «глаза в глаза» чаще всего свидетельствует о деловом настрое претендента;
* взгляд в область рта создает атмосферу непринужденного, светского общения;
* взгляд, охватывающий область рта, глаз, груди, называют интимным;
* взгляд искоса с улыбкой и приподнятыми бровями свидетельствует об интересе и зачастую используется при ухаживании;
* взгляд искоса с нахмуренными, опущенными бровями либо опущенными уголками рта может свидетельствовать о критическом, подозрительном отношении или даже враждебности;
* лишний вес - свидетельство нарушения обмена веществ либо низкой самооценки собеседника, стремящегося «заесть» свои переживания (в США принят даже закон, дающий право работодателям не принимать на работу чрезмерно толстых людей, не имеющих болезней, такое увеличение веса вызывающих).
 
Человек, который ведет исключительно здоровый образ жизни, обладает прекрасным цветом лица, теплыми и сухими руками, свежим дыханием, чистыми блестящими волосами, гладкой кожей, он подтянут и строен.
 
Физиономисты полагают, что о сильной, целеустремленной натуре свидетельствуют, как правило, большие уши и скулы, выпуклый подбородок, густые брови, широкая в верхней части голова, пластичное основание большого пальца, полные губы, крепкие икры ног и хорошо видные белые лунки ногтей. Симпатию, как правило, вызывают люди, имеющие под глазами особые «валики привлекательности».
 
Одежда
 
С детства нам внушали, что нельзя судить по обложке о книге, а по одежде о человеке. Всякий помнит, что по одежке встречают, а провожают по уму. Но не чересчур ли часто мы как встречаем, так и провожаем нового человека — по одежке. Выше уже шла речь о силе первого впечатления, об устойчивых стереотипах восприятия человека, о роли внешности при этом.
 
Ошибка, состоящая в суждении о роде занятий человека по его одежде и внешности, встречается довольно часто, хотя никто не любит в этом признаваться. Ошибочно полагая, что всякая специфическая категория людей одевается строго определенным образом, мы, наблюдая человека с характерной внешностью, автоматически склонны относить его к строго определенной категории. Далее мы ожидаем от него такого же определенного поведения и теряемся, если он не собирается соответствовать нашим ожиданиям.
 
Что должно насторожить Вас во внешности претендента?
 
* неделовой стиль одежды (одежда для отдыха, спортивная одежда и обувь, либо одеяние для особо торжественных случаев);
* вызывающе яркие обувь и одежда (набивные яркие рисунки тканей, блестящие ткани или броская обувь);
* массивные либо многочисленные украшения у кандидатов-мужчин;
* дорогие ювелирные украшения у кандидатов-женщин в дневное время;
* отсутствие чулок летом у женщин;
* плохо сочетающиеся элементы гардероба (деловой пиджак и джинсы, костюм и кроссовки, не сочетающиеся между собой ткани, белые носки);
* неопрятная или поношенная одежда;
* чрезмерно старомодные обувь, одежда и аксессуары;
* одежда явно с чужого плеча, в которой собеседник себя неловко чувствует;
* несоответствующая случаю сумка (театральная, дорожная, продуктовая или рюкзак).
 
Каждый из вышеописанных признаков, либо определенное их сочетание в состоянии о многом рассказать профессиональному, опытному психологу.
 
Деловой человек, знакомый с этикетом, постарается выглядеть презентабельно:
 
* будет иметь преуспевающий внешний вид;
* будет вести себя естественно и расковано;
* будет одет в строгую деловую одежду (желателен костюм темно-синего, серого  или коричневого цвета для мужчин; английский костюм, юбка с блузкой или строгое платье для женщин);
* женщины оденут минимум украшений и используют минимум косметики;
* будут иметь неяркий, аккуратный маникюр и макияж;
* такие кандидаты будут одеты в модную одежду из дорогих тканей;
* будут иметь красивые и относительно дорогие аксессуары (портфель, сумка, часы, блокнот, авторучка, запонки);
* будут собранны и опрятны;
* будут общаться доброжелательным, спокойным тоном;
* не станут нервничать или раздражаться, если им что-либо придется не по душе.
 
Решающий критерий
 
Правдивость и честность претендента на вакантную должность для самых разных видов деятельности может стать решающим критерием отбора эйчара, так как основным качеством сотрудника зачастую выдвигаются его порядочность, а также его преданность фирме. Сотрудник со средними деловыми способностями, но нацеленный на добросовестную, постоянную работу в фирме, имеет гораздо больше шансов получить вакантную должность, чем высококлассный специалист, готовый в любую минуту покинуть «свою» фирму и уйти в другую в поисках неких льгот или большей зарплаты. Ведь нормального сотрудника всегда можно научить выполнять определенную работу. Но нельзя изменить его характер, образ мышления, научить его порядочности, внимательному отношению к людям. Характер человека изменить очень и очень трудно.
 
Следующим важным критерием оценки и отбора кандидата следует считать высокий уровень мотивации претендента. Его заинтересованность в серьезных личных достижениях, а также успехах фирмы, где он собирается трудиться.
Результаты собеседования сотруднику или менеджеру отдела персонала лучше всего оформить письменно, дав заключение по каждой кандидатуре, следуя заранее подготовленным объективным критериям. Письменные заключения особо важны в тех случаях, когда претендент проходит несколько собеседований у различных людей.
Если претендент на вакантную позицию не подходит, Вам желательно письменно обосновать объективные, весомые причины своего отказа. Желательно сообщить об этих причинах самому кандидату, однако в формулировках, которые не заденут его самолюбия. Зачастую истинные причины отказа и объявляемые кандидату могут отличаться.
 
Распространенные причины отказов:
 
1. Несоответствующий внешний вид.
2. Стремление продемонстрировать при собеседовании свое превосходство.
3. Неумение нормально общаться: плохая дикция, слабый голос, ошибки в ударении и произношении.
4. Отсутствие четких карьерных целей и задач.
5. Неискренность и неуверенность в себе.
6. Отсутствие энтузиазма и интереса к работе.
7. Нежелание работать сверхурочно.
8. Заинтересованность лишь в высокой зарплате.
9. Низкий уровень успеваемости в период учебной подготовки.
10. Высокий уровень притязаний в плане зарплаты и должности. Нежелание начинать с адекватно низких должностей.
11. Постоянные оправдания своих просчетов, уклончивые ответы, ссылки на неблагоприятные условия, склонность обвинять других в своих неудачах.
12. Незнание делового этикета, нетактичность.
13. Незрелость суждений.
14. Агрессивное поведение, невежливость.
15. Презрительные отклики о предыдущих руководителях и работодателях.
16. Нежелание повышать свою квалификацию, учиться.
17. Заторможенность реакций, медлительность.
18. Бегающий взгляд, нежелание смотреть в глаза консультанту.
19. Вялое (так называемое, рыбье) рукопожатие.
20. Нерешительность.
21. Неряшливость, неопрятность.
22. Всеядность, готовность выполнять любую работу.