Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Успешная карьера в кризисных условиях

В восемь лет он был разносчиком газет, а в шестнадцать оказался на фронте шофером санитарной машины. Едва ему исполнилось двадцать восемь, разразилась Великая депрессия и... он стал известен на всю Америку, разбогател, прославился, основав некоторое время спустя процветающую нынче киноимперию.

Создатель знаменитого Микки Мауса редко находил поддержку в среде авторитетных профессионалов, слыл неизменным новатором в бизнесе и технологиях, всегда ставил на карту абсолютно всё что имел, поначалу постоянно разоряясь. Но в итоге Уолт Дисней сделал умопомрачительную карьеру именно во времена мирового экономического кризиса 30-х. Именно тогда Рузвельт стал великим президентом, а мало кому известный историк Джеймс Траслоу опубликовал свою бессмертную «Американскую мечту», которая стала символом новой эпохи и определила пути развития обновленного мира как минимум на восемьдесят лет вперед.
 
Кризис – редкий шанс заявить о себе для тех людей, кто считает себя недооцененным. И не только для подобных личностей, но и для всех искренне этого желающих. Но на что сделать акцент, чтобы Ваш карьерный рывок состоялся в неблагоприятных кризисных условиях?
 
Минус скромность, плюс полезность
 
Согласно исследованиям, проведенным компанией «Interbrand и Business Week», репутация - это реальный актив стоимостью до семидесяти процентов рыночной капитализации предприятия. Причем, это касается не только рыночных гигантов, но и простых «небольших предприятий» имени себя. Поэтому доброе имя - один из залогов достижения успеха менеджером во время кризиса. Сотворить его себе вполне можно, избавившись от небольшого порока под названием «скромность».
 
«Главной негативной особенностью подобного скромного поведения становится необоснованная уверенность в том, что Ваши профессиональные достижения будут заметны на рынке без всяких дополнительных усилий», - прокомментировал ситуацию глава представительства фирмы «Wаrd Howell» в Украине Андрей Кардаш.
 
Рецепт Андрея прост - прочь замкнутость и излишнюю скромность, дружите с журналистами, повышайте PR-активность, рассказывайте о своих достижениях везде, где только возможно. Однако подобное правило срабатывает главным образом для топ-менеджеров, поскольку слухи распространяются через прессу и телевидение, и о достижениях рядового линейного менеджера в солидных изданиях вряд ли станут писать. Существует только одно «но» - решительное и активное противодействие провалу. Наглядная тому иллюстрация – ситуация с Виталием Ванцевым, совладельцем московского аэропорта «Внуково», который не так давно стал руководителем антикризисного штаба по ситуации с авиакомпанией «ЭйрЮнион».
 
Напомню, что «ЭйрЮнион» (акционеры компании - братья Абрамовичи) находилась на грани банкротства, и на ее базе было запланировано создание нового всероссийского авиапредприятия. Должность председателя правления нарождающегося холдинга, по информации тех же средств массовой информации, уполномочили занять все того же Виталия Ванцева. Если бы не коллапс в компании Абрамовичей, который обстоятельно освещался в прессе, обычный частный акционер «Внуково» ни при каких условиях не стал бы топ-менеджером мощного, влиятельного авиахолдинга.
 
Символом наступающего нового времени бизнес изберет также «полезность». В условиях постоянной нехватки кадров владельцы компаний смотрели на качество выполняемой работы сквозь пальцы. Ошибки в стратегиях, нередко отсутствие лидерских качеств у руководства, сочетавшиеся с завышенной самооценкой, компенсировались относительно легкодоступными и дешевыми деньгами, экстремальным ростом рыночной капитализации, перевыполнением планов продаж и общей эйфорией. В фирме «Ward Howell» обратили наше внимание на то, что время пустой болтовни проходит, и если на текущий момент тотального сокращения высшего менеджмента не происходит, то далее всё может измениться в противоположную сторону. Особенно когда компании утвердят откорректированные бюджеты и придется начинать трудиться на самом деле в поте лица.
 
Нестандартное мышление
 
Решившись обуздать кризис, необходимо все же помнить, что он благосклонен к жестким людям, деятельным, с активной жизненной позицией, гибким и предприимчивым, которые в силах отказаться от шаблонного способа мышления.
 
Большая часть работодателей в нынешней ситуации выхода из кризиса заинтересована в привлечении именно таких топ-управленцев. Ведь именно эти качества позволят эффективно управлять предприятием в условиях жестко лимитированных бюджетов, весьма недружелюбного конкурентного окружения, ограниченного доступа к финансовым источникам и довольно ощутимого падения потребительского спроса, иными словами, в условиях небагоприятых и абсолютно не доверительных.
 
Главное, разумеется, чтобы такая жесткость не носила деструктивный характер для развития фирмы.
 
Критерии успеха в кризисный период
 
Чаще всего в условиях кризиса критерием успешной работы для менеджера становятся вовсе не баснословные прибыли, а простое удержание предприятия на плаву.
 
«Я считаю, что сотрудник, который поставил себе задачу делать карьеру во времена кризиса, попросту с ней не справится, так как выиграть от кризиса реально сможет лишь тот, кто уже сделал себе имя имя, - считает директор компании «ITT Консалтинг» Оксана Горилей. - Речь идет о сформировавшейся личности с абсолютно четкими знаниями и доскональным пониманием ситуации, имя которой значит много для коллег и подчиненных такого человека».
 
В данной связи можем вспомнить о бизнес-подвиге некоего Джона Тейна, гендиректора инвестиционного банка «Merrill Lynch», спасшего собственный банк от краха, а всех его акционеров от разорения.
 
Тейн умудрился в течение рекордно короткого срока (всего двух дней!) заключить соглашение о продаже компании за пятьдесят миллиардов долларов «Bank of America», который пребывал в то время в более устойчивом положении, чем какой бы то ни было из инвестбанков Соединенных Штатов. Подобный ход дал возможность не только не допустить разрушения бизнеса, но и сберечь значительную часть его стоимости. Заключая сделку, Джон Тейн ни разу не заикнулся о своем карьерном будущем. Подобная преданность интересам банка и его акционеров вкупе с готовностью идти на риск и профессионализмом, помогла сотворить вокруг Тейна ореол настоящей «святости», всеобщей любви и признания.
 
Стечение обстоятельств
 
Помимо решительных действий, профессионализма, инноваций и заявленной стойкой репутации существует еще одна составляющая, без которой Ваши мечты «прихватить кризис за хвост» так и останутся навсегда мечтами. Это удача, судьба, стечение обстоятельств – назовите как Вам нравится. Иначе говоря, необходимо оказаться в нужное время в нужном месте. Вот тогда, при условии наличия всех вышеописанных качеств, все у Вас пойдет как по маслу!
 
Схожие истории нынче не редкость. «Ведь все те проекты, которые зарождались до 1998 года, а сейчас превратились в большие компании и являются примерами тех фирм, которыми управляют исключительно талантливые и грамотные менеджеры. Им удалось сохранить свои компании в это смутное, неспокойное время», - рассказывает генеральный директор компании «Apple Consulting» Юлия Плиева.
 
Один из наиболее показательных примеров - опыт фирмы «Talan Communications». Она образовалась и разворачивала свою деятельность как раз в октябре 1998 года, когда тогдашний кризис был в самом разгаре. Как выяснилось, исключительно удачно: солидные бюджеты с традиционных медиаканалов практически все поснимали, но реализовывать товар, в особенности местным производителям, было по-прежнему нужно, и большая доля рекламных бюджетов перетекла в промоакции в точках продаж.
 
«В те нелегкие годы мы продержались исключительно на промоакциях «Interbrew» («Черниговское» и «Taller»), «Pepsi» и «UMC», у которых были местные производства, и товар нужно было реализовывать в любом случае», - откровенничает создатель «Talan Group» Иветта Деликатная.
 
Уже в 2001 году «Talan» выходит на международный уровень, примкнув к всемирной сети «Proximity». В самый разгар «оранжевой» революции «Talan» выделяет агентство трейд- и полевого маркетинга «Clever Force», еще год спустя - PR-агентство «Pleon Talan», развившись в группу компаний с общим штатом более ста сотрудников (в 1998-м начинали вшестером).
 
Подведя итоги, скажу вот что: те, кто желает обскакать не только своих соседей по цеху, но и обхитрить в принципе кризис, воспользовавшись им как стартовой площадкой для успешного развития, должны понимать, что пути назад не будет. Рискнувшие либо получат славу и деньги либо все напрочь потеряют.
 
«Кризис подобно увеличительному стеклу, сквозь которое неверные решения окажутся еще неправильнее, и ответ на них будет еще острее, а верные решения будут казаться абсолютно правильными и слава от их реализации будет ярче и мощнее», - рассказывает HR-директор компании «Foyil Securities» Наталия Тырка.