08 июн 2011
Прежде чем увольнять менеджера по продажам, определитесь с тем, сможете ли Вы подыскать ему другую должность в Вашей компании. В таком случае проблема защиты клиентской базы отпадает сама собой. Однако если же увольнение сотрудника неизбежно, сохранить существующую базу клиентов помогут следующие действия.
1. Защитите базы данных от копирования. Лучшие средства защиты – CRM-система, ограничивающая пересылку и копирование, и системы шифрования данных. Системы шифрования работают так: база данных размещается на сервере компании в зашифрованном виде и выдается сервером по контролируемым каналам. Пользователи (у разных отделов разные уровни доступа) должны каждый раз проходить процедуру идентификации и авторизации. Все перемещения информации, совершаемые каждым авторизованным пользователем, протоколируются. Если менеджер по продажам собрался уходить, система позволит ограничить его доступ к базе данных и запретить ее копирование. А если он уже скопировал часть базы и пытается отправить данные почтой (как корпоративной, так и личной), отправка сообщения заблокируется, а руководство получит оповещение. Если у Вас нет CRM-системы, рекомендую давать каждому менеджеру доступ лишь к определенной части базы данных.
2. Замкните все самые важные контакты на руководителе отдела продаж. Для этого можно, например, ввести «утренники» (неформальные ежемесячные завтраки с крупными заказчиками для обсуждения текущих дел), клубные заседания (создайте под эгидой Вашей компании отраслевой дискуссионный клуб и приглашайте на мероприятия экспертов и ключевых клиентов). С ключевыми заказчиками можно проводить совместные пресс-конференции, праздники (День компании и т. п.). Так поступают многие дома моды: их дизайнеры нередко сменяют друг друга, однако покупатели остаются верны брендам.
3. Известите клиентов о смене менеджера. Обязательно скажите ключевому клиенту о смене менеджера по продажам (лично или через руководителя отдела продаж). Нужно сообщить, на какой стадии находится передача дел новому менеджеру, кто он, давно ли работает в Вашей компании и опытный ли это специалист. Если продукт у Вас сложный и высока вероятность, что заказчик все-таки уйдет за менеджером по продажам, предложите клиенту бесплатную дополнительную услугу или скидку на тот период, пока он будет привыкать к новому менеджеру. Возможно, такое предложение задержит клиента, даже если прежний менеджер уже посулил какие-то выгоды.
Остальным клиентам о смене менеджера по продажам Вы можете сообщить, послав письма или же поместив информацию на сайте Вашей компании. Укажите контактные данные начальника отдела продаж и предложите сообщать ему лично о недоработках нового менеджера: клиенты будут уверены в том, что компания следит за качеством услуг и не отдает все на откуп новичкам.
4. Попробуйте договориться с уходящим менеджером. Предложите ему, например, хорошую характеристику в обмен на то, что он не будет пытаться увести Ваших клиентов. Более того, можно поручить кадровой службе оказать содействие уходящему сотруднику в поисках новой работы.
5. Откупитесь. Если менеджер по продажам работал с большим числом клиентов и давно имел неконтролируемый доступ к базе данных, можно поступить так, как делают некоторые западные компании. Написав заявление об увольнении, менеджер тут же должен покинуть здание компании. С этого момента компания еще год платит ему зарплату, а он взамен не устраивается никуда на работу. Такой срок считается достаточным для частичного обновления базы. Но у этого способа два недостатка: во-первых, это недешево обходится работодателю, а во-вторых, в российских условиях довольно трудно заставить бывшего сотрудника целый год нигде не работать, ведь право на труд – неотъемлемое право человека.
Чтобы избежать в будущем нового увольнения и, как следствие, потери клиентской базы, при найме нового менеджера по продажам Вам следует сделать следующее:
1. Введите специализацию менеджеров (по продажам и по обслуживанию продаж). При такой организации работы менеджер по продажам привлекает клиента, договаривается с ним о сделке, а все дальнейшие действия выполняет уже другой менеджер. Ступенчатая схема дает клиенту понять, что он сотрудничает не с конкретным человеком, а с компанией в целом.
2. Лишите сотрудника технической возможности копировать данные. Чтобы менеджер не мог копировать информацию о клиентах, можно заблокировать USB-порт, убрать из компьютера сотрудника CD-ROM и ограничить посещение социальных сетей или сайтов с почтовым сервисом. Отправить информацию с корпоративной почты на личную сотрудник побоится: достаточно минимальных усилий системного администратора, чтобы вся переписка была как на ладони. Все эти меры эффективны, так как помогают защитить клиентскую базу от копирования. Главное – не перегнуть палку и не превращать IT-отдел компании в самодеятельную силовую структуру.
3. Заключите с работниками соглашение о том, что они не переходят к конкурентам. Часто компании предлагают сотруднику подписать соглашение о том, что он обязуется не работать в отделах продаж прямых конкурентов в течение года-двух после увольнения. В некоторых сегментах рынка такие соглашения предлагают несколько лидеров отрасли. Обычно о непереманивании сотрудников договариваются первые лица компаний, после чего информация доводится до отдела кадров. Конечно, такое условие вряд ли остановит Вашего бывшего сотрудника. Тем не менее смысл в соглашении есть: кадровики договорившихся между собой предприятий не будут рассматривать резюме специалистов, которые в течение последнего года (или двух) работали у конкурентов. Кстати, если работник, уволившийся из фирмы-конкурента, будет претендовать на должность в Вашей компании, стоит не только отказать ему, но и сообщить об отказе его бывшему руководителю. Это стимулирует главу фирмы-конкурента поступать так же.
Обсуждение: