Сравнение построения карьеры российскими и западными менеджерами

naim.ru logo
За границей к строительству карьеры относятся трепетно и основательно. Тщательно после университета выбирают работодателя, затем составляют план продвижения по карьерной лестнице на двадцать лет вперед. Посещают различные семинары, советуются с карьерными консультантами, в плане повышения эффективного роста карьеры. И спустя двадцать лет упорного стремления, при правильном расчете, получают желаемое. В России к построению карьеры относятся совсем по-другому, правда, результат остается тем же, но сроки значительно меньше.
 
Понятие карьериста
 
Психологи утверждают, что желание достичь вершин вполне естественное стремление каждого человека, поэтому карьеру стремились построить во все времена и всегда, независимо от того, какое было обустройство государства и политический строй. Тем не менее, у русского человека вероятно от сложившихся мировоззрений во времена Советского Союза, да и долгое время потом, слово «карьерист» звучало, как нечто негативное. Ведущий консультант кадрового агентства «Penny Lane Personne» Анастасия Селиванчик считает, что перелом в сознании людей произошел, только начиная с 2004-2005 годов:
 
«Понятие «построение карьеры» стало важной и неотъемлемой мотивационной составляющей для отечественных менеджеров ориентировочно с 2004-2005 года. Именно тогда произошел некий перелом в массовом сознании, и понятие «карьерист» приобрело нейтральный оттенок взамен негативного. Сегодня выражение «делать карьеру» подразумевает рост заработка, рост профессионализма, получение высокой должности, тонкое знание специфики офисной жизни и корпоративной политики и, в конце концов, увеличение капитализации личного бренда».
 
Сегодня построить карьеру и достичь при этом высоких должностей стремятся многие, и так считают не только кадровики и психологи, но и руководители многих отечественных компаний. Руководитель компании «Clever» Марина Хадина считает:
 
«И молодых специалистов и менеджеров среднего звена и топ-менеджеров одинаково интересуют вопросы: как быстрее вырасти, достичь результатов, заработать больше. Одинаково для всех категорий характерен информационный голод на тему построения карьеры в интересуемых их областях. Вот самые популярные запросы к карьерным консультантам:
построение карьеры в начале пути;
достиг потолка, хочу выбрать дальнейшее направление развития;
не могу выбрать из двух альтернатив путей развития (часто уровень выше или свой бизнес);
хочу сменить сферу деятельности/индустрию;
сложный опыт (рваный/перерыв/хаотичный/много переходов), как презентовать при поиске, хочу понять причину и сделать правильной выбор в дальнейшем;
как сделать переход в западную компанию, на следующую карьерную ступень;
как оценить свою стоимость на рынке труда».
 
Однако существует определенная тенденция, а именно, хоть все хорошо знают западные бизнес-стандарты в отношении построения карьеры, но стремиться им следовать отечественные специалисты не торопятся. В России встречи по профопределению, кадровые консультанты, стажировка для студентов только зарождается, при этом широко распространены такие серьезные и хорошо знакомые инструменты для построения карьеры, как дополнительное образование, МВА, и другие подобного рода распространенные методы развития карьеры.
 
Как российские менеджеры строят свою карьеру?
 
Самым легким и простым на сегодняшний день средством сделать в России карьеру это, пользуясь связями родителей, друзей и знакомых, устроиться на престижное и перспективное место с хорошим окладом и перспективой роста, или родиться в богатой семье, где предопределена работа в компании и соответствующая зарплата. Правда, такими методами могут воспользоваться не все, а только незначительная часть российских граждан, поэтому оставшейся большей части населения России придется самим решать этот вопрос. Молодые амбициозные люди пытаются стремиться наверх, начиная прямо с института, стремясь попасть в престижную компанию или компанию с сильными брендами на практику. Если это удается, то уже один шаг к успеху сделан. Генеральный директор рекрутинговой компании «AntalRussia» Михаэль Гермерсхаузен рассказывает:
 
«Мне кажется, что в России люди начинают задумываться о построении карьеры раньше, чем во многих странах Западной Европы и в Америке. Там, как правило, менеджеры нарабатывают минимум пять-десять лет опыта после окончания университета прежде, чем начинать обучение на МВА, а в России люди до тридцати лет уже думают, о карьерном продвижении и обучаются на МВА».
 
Хотя последнее время стали широко критиковать обучение в МВА, но этот инструмент отлично работает, и для тех, кто стремится достичь высоких позиций, он просто необходим. К тому же сегодня многие компании на высшие управленческие должности не принимают людей, у которых нет диплома МВА, поэтому амбиции амбициями, но без хорошего образования карьеры и высокого карьерного роста сделать просто невозможно, а соответственно и высокой должности. Путь наверх требует различного вида дополнительного образования, наличия международной сертификации, которая требуется работодателями и необходима соискателям на вакансию.
 
Другим моментом продвижения по карьерной лестнице, на сегодняшний день, является смена работодателя, поскольку на одном рабочем месте в России продвинутся вверх по карьерной лестнице очень сложно. Как правило, мешает начальник, который никуда уходить не собирается, отношения, сложившиеся в коллективе, отсутствие возможности для дальнейшего развития, поэтому дорасти до топ-менеджера на одном рабочем месте, пока, практически почти невозможно и удается только единицам. А вот смена компании с переходом на более высокую должность и зарплату, может шаг за шагом стимулировать рост карьеры и благосостояния, но и этот путь тернист и таит в себе много препятствий и сложностей. Михаэль Гермерсхаузен утверждает, что главное, что мешает продвижению по карьерной лестнице это желание быстро роста карьеры:
 
«В основном мешает делать карьеру желание быстро расти. Это редко удается сделать в одной компании, а каждый переход – это адаптация, создание новой базы знакомых, создание репутации, а риск не быть успешным есть всегда. В России менталитет людей отличается от многих западных стран – они пережили несколько кризисов, теряли все, и поэтому живут сегодняшним днем. Они не копят деньги, это бессмысленно, ибо не знают, что будет через двадцать-тридцать лет. Если человек понимает, что есть другое интересное предложение, что он может гораздо больше зарабатывать уже сейчас, то он будет пробовать, невзирая на риски. Менеджер из Западной страны более осторожно подходит к этому вопросу, и даже за 30-40% прибавки в зарплате не пойдет на риск смены работы. Потому что понимает, не факт, что человек, успешный в одной компании, будет настолько же успешно развиваться в другой – иной подход, корпоративная культура и прочее могут не способствовать развитию».
 
Главные соблазны в построении карьеры
 
Главными и сильными соблазнами для человека остаются деньги и должность, поэтому часто карьерист, видя привлекательное и заманчивое предложение, не подумав о долгосрочных последствиях, принимает предложение о смене компании, рискуя своей карьерой и ее развитием. Менеджеры все чаще допускают одну из самых распространенных и традиционных ошибок, это при принятии решения о смене работодателя поверхностный взгляд на будущего работодателя.
 
Обычно, три составляющие: должность, зарплата и название компании определяют принятие решения. По мнению специалистов, только 10% соискателей вакансий со всей серьезностью оценивают потенциального работодателя и пытаются максимально получить максимально возможную информацию о работодателе, тщательно анализируют собранную информацию и все тонкости, связанные с потенциальным работодателем, задавая себе важные вопросы:
- Смогу ли я в этой компании добиться успеха?
- Подойдут ли мне принципы работы и корпоративная культура потенциального работодателя?
- Почему появилась эта вакансия?
- Не был ли уволен прежний сотрудник и не встретит ли новый коллектив меня в штыки, поскольку я займу место полюбившегося всем сотрудника?
 
Работа не в своей компании, только из-за погони за должностью забирает много времени и сил, при этом может привести к потере репутации компетентного и успешного специалиста. Результатом может стать то, что считая, что вы движетесь в карьерном росте вперед, в реальности оказывается, что наоборот шагаете назад. Карьерный рост менеджера, кроме всего прочего, еще и во многом зависит от специализации и отрасли, где он работает. В активно развивающейся отрасли и сотрудники будут иметь возможность активного роста. Анастасия Селиванчик рассказывает:
 
«В ресторанном бизнесе можно стать управляющим в течение 3-4 лет, начав, например, с позиции официанта. В то же время в производстве, даже имея определенные менеджерские таланты, можно от начальных позиций до руководителя не вырасти и за двадцать лет».
 
На быстрый рост карьеры менеджера во многом сказывается и бурное развитие рынка. В растущих и развивающихся компаниях вместе с компаниями растут и их сотрудники, а этими открывающимися возможностями нужно, безусловно, пользоваться. После формирования рынка, будет намного сложнее добиться успеха и быстрого карьерного роста. Примером этому могут быть западные компании, в которых за пять лет стать руководителя отдела маркетинга почти невозможно, а в России таких примеров множество.
 
Сегодняшние российские менеджеры сами должны строить свою карьеру и полагаться только на себя, поскольку специалистов, которые могли бы помочь в построении карьеры, на рынке крайне мало. К кому тогда обратиться за советом? Как обычно, к родственникам, друзьям или знакомым. Один кадровый портал проводил недавно исследование и выяснял, как российские соискатели вакансий предпочитают решать вопросы относительно поиска работы. Оказалось, что 80% российских кандидатов ищут работу через своих знакомых. Друзья, знакомы и родственники могут оказать психологическую помощь, но не профессиональную.
 
За границей рынок карьерных консультантов широко развит. Специалисты этого профиля работы помогают менеджеру сориентироваться, оценивают его способности применимо к желаемой менеджером позиции, выбирают путь развития. В России такого рода услуги только начинают появляться, однако люди не привыкли этими услугами пользоваться, существуют много предубеждений. На сегодняшний день в России место карьерных консультантов занимают рекрутеры, которые подсказывают соискателем работы, в какую компанию обратиться, стоит ли менять работу или лучше немного подождать и другие подобного рода вопросы относительно карьеры. Однако рекрутеры и карьерные консультанты это не одно и то же, Марина Хадина считает, что рекрутеры, выполняя обязанности карьерных консультантов, все же преследуют интересы работодателя, а не соискателя работы:
 
«Рекрутеры могут давать советы по карьере человеку в ком они потенциально заинтересованы сейчас или в будущем, однако, увы, менее 5% населения имеют возможность такой коммуникации. И потом услуг в интересах физического лица рекрутеры, как правило, не оказывают, так как они преследуют интересы работодателя. Есть и центры карьеры, консультанты по карьере – организации, которые специализируются на оказании консалтинговых услуг физическим лицам в области построения карьеры, оценки и развития профессиональных компетенций. В России такие организации стали открываться около 6-7 лет назад и сейчас приобретают все большую востребованность. В нашей стране культура обращения к карьерным консультантам только формируется, вслед за привычкой обращаться за психологическим консультированием. У нас тема консультирования хорошо развита в бизнесе, тогда как в области потребления населением существуют недоверие, предубеждения и самонадеянная вера в способность самостоятельно разрешить проблему».
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

Марина

Строить карьеру нужно в той фирме, где ты уже давно работаешь. Пусть на стороне есть лучшие предложения, но там придется начинать все с нуля и неизвестно, как сложатся отношения с руководством и коллегами.

Куликова

Волков бояться - в лес не ходить. Можно полжизни пытаться продвинуться в фирме, где тебя не ценят и ждать у моря погоды, а можно рискнуть и уйти к другим берегам.