Делегирование полномочий требует планирования и подготовки

naim.ru logo
Специалисты по управлению персоналом скажут, что для персонала одним из основных мотивационных факторов является делегирование полномочий. Но и с передачей ответственности и полномочий иногда могут возникать проблемы. Как правильно делегировать полномочия.
 
Правильность делегирования полномочий характеризует корпоративную культуру
 
На практике нередко случается так, что руководитель просто панически боится отдать часть полномочий подчиненному. Обычно это связано с тем, что руководитель просто привык за все отвечать сам. Другой причиной является боязнь конкуренции, вдруг сотрудник, получивший более широкий спектр полномочий, окажется более талантливым.
 
Этот вопрос относится к уровню культуры в данной компании. Когда корпоративная культура строится на доверии, поощрении инициативы, обучении и развитии персонала, то делегирование полномочий становится эффективным инструментом, важной составляющей, которая раскрывает способности подчиненных и выводит управление персоналом на высокий качественный уровень.
 
У руководителя должна оставаться стратегическая инициатива
 
Каждый руководитель должен понимать и оценивать, какие полномочия и когда наиболее целесообразно передавать своим подчиненным. Рутинная и подготовительная работа должна выполняться подчиненными, кроме того подчиненным следует отдать решение частных вопросов и только потом специализированные функции, поскольку руководитель должен заниматься стратегическими вопросами и мыслить общими категориями, которые направлены на достижение результата.
 
Решение стратегических вопросов компании или руководимого подразделения, своим подчиненным не следует передавать. Этим должен заниматься сам руководитель. Руководитель устанавливает стратегические цели, принимает кардинальные решения, осуществляет общее руководство сотрудниками. А вопросы и задачи особой важности руководитель контролирует лично. Все срочные дела также решаются руководителем, поскольку нет времени для объяснений и перепроверки.
 
Довольно сложным и скользким вопросом является распределение ответственности. Руководитель несет ответственность за результат дела, и эту функцию делегировать своему подчиненному он не имеет права. Нельзя передавать полномочия своему починенному, если он не обладает правом свои действия подкреплять официальными разрешениями, в противном случае в коллективе могут возникнуть конфликты и даже в скрытой форме саботаж.
 
Как правильно делегировать полномочия
 
Есть определенные правила делегирования полномочий, при соблюдении которых и лучшие сотрудники продвигаются по службе и выявляются «рвущиеся к власти». Руководитель, имеет представление о талантах и способностях своих подчиненных, и поэтому для передачи полномочий важно:
 
1. Осуществлять подбор подходящих сотрудников;
2. Распределять между сотрудниками сферы ответственности;
3. Проводить координацию выполнения порученных задач;
4. Консультировать и стимулировать подчиненных;
5. Давать оценку каждому сотруднику.
 
При выборе уполномоченного нужно помнить, что потребность во власти выражена у каждого человека, в той или иной форме, и может стать направляющей мотивационной силой.
 
А такие факты, как обход непосредственного руководителя к вышестоящему руководству, привычка спорить и перебивать, демонстрация всему персоналу компании в навязчивой форме свои знания, умения и компетенции, создание с другими влиятельными людьми компании коалиций, говорит о желании занять место своего начальника.
 
Подготовка выбранного для делегирования полномочий кандидата
 
Необходимо начинать делегировать полномочия постепенно, наблюдая, как сотрудник выполняет задание, справляется ли он с ним. Затем можно постепенно расширять сферу ответственности, задавая обратную связь, при этом наблюдая за тем, как сотрудник на это реагирует. Нужно хорошо обдумать какие задачи можно делегировать, показывая, что вы доверяете своим подчиненным. При делегировании нужно использовать такие вопросы:
 
1. Что нужно сделать, какой должен быть результат, какие могут быть отклонения, какие трудности могут ожидаться?
2. Кто для такой работы лучше подходит?
3. Какая цель или результат достигается решением этой задачи?
4. Какие документы или средства могут понадобиться?
5. Когда нужно приступить к работе, какие есть промежуточные сроки, когда следует проинформировать о результатах?
 
Болезненные проблемы у делегированных сотрудников
 
Сотрудник, получив новые полномочия, не всегда может их сразу освоить, поэтому он может задавать много вопросов, таким образом, сам факт передачи полномочий становится ненужным, поскольку слишком много времени и внимания придется потратить на такого сотрудника, чтобы он выполнил это задние, что легче сделать это самому. Или наоборот, сотрудник вообще перестает сообщать и информировать о задании.
 
Чтобы этого избежать следует процесс делегирования полномочий тщательно планировать и подготавливать, тогда ваш уполномоченный будет показывать качественные результаты.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

Виталий

На мой взгляд, статья получилась очень интересной и познавательной. Думаю, что эти советы пригодятся любому руководителю.