Поиск работы

Как мотивировать сотрудников?

naim.ru logo


Одна из задач руководителя – верной мотивацией повысить эффективность и производительность работы персонала. Если работник выполняет свои задачи, по своей воле, велика вероятность, что все будет выполнено на нужном уровне. Если серьезных мотивов к работе нет, персонал работает строго по должностной инструкции, не проявляя инициативы, результат скорее всего будет неудовлетворительным.

Чтобы найти правильное направление, нужно понять, как мотивировать сотрудников на работу и разобраться в типах мотивов.

Типы мотивов

В зависимости от источника, мотивация бывает:

внешней – это зарплата, отпуск, поощрения и другие способы вознаграждения;

внутренней – личные причины, побуждающие человека работать: желание самореализоваться, общаться, получать новый опыт, знания. 

На внешние факторы работодатель воздействует непосредственно, устанавливая те или иные условия труда. Повлиять на внутренние мотивы сложнее – надо сделать так, чтобы рабочая обстановка отвечала настрою сотрудника.

По типу стимулирования мотивы делят на:

положительные – премии, дополнительные выходные или другое вознаграждение за хорошо проделанную работу;

отрицательные – страх не получить бонусы за некачественное исполнение обязанностей.

Положительная и отрицательная мотивация хорошо работает в связке, когда работник знает, что ждет его при хорошей и плохой исполнительности.

Способы воздействия

На вопрос «как замотивировать сотрудников на выполнение задачи» однозначный ответ дать нельзя. Есть традиционные модели, хорошо зарекомендовавшие себя, показавшие свою эффективность за многие годы. Есть и оригинальные, небанальные мотивирующие методы, которые не только настраивают работников на высокую производительность, но и улучшают обстановку в коллективе.

Перед тем, как определить, как лучше замотивировать персонал, нужно учесть корпоративную культуру, действующую в компании, лояльность сотрудников, особенности работы, возможности организации. На основании этих данных выбрать стратегию мотивации будет не сложно.

Традиционные способы мотивации

Рассмотрим основные способы мотивировать сотрудника, используемые чаще всего. 

Финансовые



Такие рычаги мотивируют сотрудника на работу вообще и на повышение ее эффективности. Сюда относится заработная плата, ежемесячные, квартальные, годовые премии, процент от продаж. Ставка может быть фиксированной либо зависеть от выполнения плана или сроков. 

Важно понимать, из чего складывается зарплата конкретного сотрудника. Если есть установленный план, поощряется его превышение либо наказывается невыполнение. Если отклонения от плана обычно незначительные, можно установить индивидуальную доплату сотруднику, который опередит остальных. Это повысит производительность всего коллектива, но может создать атмосферу нездоровой конкуренции. Еще один вариант, часто используемый в торговле, – выдавать премию за слаженную работу всего отделения. Но и тут можно осложнить отношения между коллегами, если кому-то покажется, что другой трудится недостаточно эффективно.

Сложнее в тех случаях, когда важно не количество, а качество. Например, при привлечении клиентов вас интересует не столько само число новых клиентов, сколько их состоятельность. Тогда рассчитывать премии нужно, исходя из суммарной пользы, принесенной сотрудником вашей компании.

Иногда специфика работы такова, что перевыполнение плана недопустимо или его просто нет. В этом случае лучше назначить стабильную премию за равномерное исполнение работы.

Разновидность финансовой мотивации сотрудников – бонусы. Это могут быть скидки на продукцию компании, оплата бензина, мобильной связи. Они к тому же повышают лояльность к компании. 

В большинстве случаев деньги не являются достаточным мотивом – как только человеку предложат подобную или более высокую зарплату, он тут же расстанется с вашей компанией. Не работает и методика регулярного повышения оклада. Она вызывает кратковременные положительные эмоции, но к деньгам быстро привыкают, стимулирующий эффект заканчивается. Поэтому финансовую мотивацию стоит подкреплять другими рычагами воздействия.

Психологические

Сюда относятся меры, направленные на повышение внутренней мотивации сотрудников. 

Публичное поощрение, грамоты, сертификаты. Похвала при коллегах, несмотря на кажущуюся незначительность, оказывает сильное мотивирующее влияние. Работник захочет поддерживать сложившееся о нем мнение. Таким же образом действует вручение памятных подарков за хорошую работу – именных грамот, дипломов, кубков.

Дополнительное обучение за счет компании – тренинги, семинары, мастер-классы, направленные на развитие работников. Плюс срабатывает принцип взаимного обмена – человеку будет сложнее уйти из организации, которая способствует его личностному росту.

Возможность быть услышанным. Еще один неявный способ как правильно мотивировать сотрудников. Давайте людям право высказывать свои идеи, предложения, связанные с рабочим процессом, изменениями в интерьере и по любым другим вопросам. Обсуждайте их, реализуйте наиболее эффективные. И вам польза, и человеку дополнительный стимул расти в профессиональном плане.

К психологическим способам мотивировать сотрудников относят еще прямое общение руководителя с подчиненными, корпоративные встречи, вечеринки.

Связанные с отдыхом


Случаются ситуации, когда человек получает достаточное финансовое и психологическое вознаграждение за свою работу, но просто не могут потратить заработанные деньги, так как все время отдает работодателю. Но даже если у вас нормированный график, дополнительные выходные, отгулы, внеочередные отпуска, особенно за счет организации, мотивируют на результат. Особенно эффективен такой способ мотивации накануне закрытия отчетного сезона: сотрудники понимают, что если доделать работу вовремя, их ждет заслуженный отдых.

Неявные способы мотивации

Кроме традиционных, хорошо знакомых всем методов, есть более оригинальные способы как мотивировать сотрудников на результат.

Обращайтесь к сотрудникам по имени

Удивительно, но опыт показывает – если руководитель знает всех своих подчиненных по именам, их лояльность по отношению к компании повышается, производительность растет. Человек ощущает себя значимым, стремится сохранить такое положение и даже выделиться, чтобы заслужить еще большее расположение.

Называйте должности красиво

Звучит нелепо, но действует. Измените «уборщицу» на «оператора клинингового оборудования», секретаршу – на «помощника руководителя по работе с текущей документацией», а дворника – на «менеджера по контролю качества уборки территории», и вес сотрудников в их глазах увеличится. А с ним – и стремление приносить реальную пользу компании.

Обустраивайте окружающее пространство

Сделайте ремонт в офисе, закупите новые столы или стулья, раздайте компьютерные мышки или ручки и блокноты с логотипом компании – таким образом получится повысить мотивацию и корпоративный дух среди персонала.

Если у вас есть такая возможность, сделайте удобную столовую для сотрудников. Не забывайте спрашивать у подчиненных об их пожеланиях. Так вы удовлетворите сразу несколько потребностей работников и существенно повлияете на эффективность труда.

Подстраивайтесь под характер

Конечно, полностью перестраивать существующий в компании уклад не стоит. Но сделать шаг навстречу почти всегда можно. Например, рабочий день начинается в 9. У вас есть сотрудники, которым удобнее приходить к 8 и уходить в 17. А есть те, которые не могут рано проснуться. Им было бы комфортно работать с 10 до 19. Предоставьте возможность персоналу самому выбирать время работы, если это возможно. Вы повысите производительность за счет двух факторов: увеличения мотивации и учета биологических ритмов человека.

Оформляйте доску почета


Можно, как раньше, вывешивать фото отличившихся сотрудников с описанием их заслуг. Можно графиками отображать положительную динамику каждого и отрасли в целом. Работники видят реальную ситуацию, свой личный вклад в развитие компании. Особенно актуален такой способ, если установлен коллективный план.

Способствуйте разностороннему развитию

Абонементы в спортзал, бассейн, групповой тренер по фитнесу, приходящий в офис раз в неделю или коллективные игры в пейнтбол, футбол, теннис действуют как стимулирующий фактор. Наравне с дополнительным обучением, они повышают престиж вашей компании по сравнению с другими. А возможность отдохнуть, сбросить негативную энергию, улучшает рабочую обстановку, увеличивает эффективность работы.

Разрешите говорить

Хорошо, если ваши подчиненные могут поделиться своими идеями. Еще лучше, если у вас есть корпоративный чат, где каждый может написать благодарность или претензию своим коллегам. Такие сообщения выкладываются в общем доступе, но не выглядят жалобами или сплетнями. 

Любые мотивирующие стратегии работают в связке из двух-трех методик. Не можете решить, что выбрать – спросите у своих сотрудников. Можно завести «банк идей» и брать идеи, предложенными работниками. Такой метод может оказаться самым эффективным.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение: