Как похвалить коллегу, чтобы не обидеть

naim.ru logo
Иногда бывает, похвалил сослуживца, а он почему-то на это обиделся или неадекватно отреагировал на комплимент. Зачастую устная позвала или одобрение воспринимается сослуживцами как лесть, а еще хуже оценивается, как издевательство, тогда эта ситуация превращается в испорченные отношения между сослуживцами. Как в правильной форме похвалить сослуживца, чтобы он не обиделся?
 
1. Похвала, одобрение в адрес сослуживца должны быть искренними и сказаны в правильной форме.
 
2. Человек может обидеться, если его похвалили, сравнив с другим сотрудником. Лучше, конечно, не делать сравнений, однако если вы хотите похвалить человека, но при этом провести параллель для сравнения, лучше выбирать для сравнения известные или знаменитые личности. К, примеру, вы хотите похвалить сослуживца за его талант стратега, тогда сравните его с Наполеоном, Макиавелли, с тем, кто ему ближе подходит. Сравнение с историческими личностями польстит сослуживцу, не вызвав обиды, а если вы его сравните с сослуживцем, например: «Ты такой же талантливый, почти как Петров», скорее вызовет негативное отношение к тому, кто хвалит и к сотруднику, с которым сравнивают.
 
3. Прекрасный вариант сравнения – сделать это в безличной форме. Например: «Маркетинг – молодцы, но пока лидирует отдел закупок». Таким образом, вы и похвалили и поддержали здоровый дух соревнований, при этом похвала в безличной форме не затрагивает личности, поэтому звучит не обидно. Крупные компании, стимулируя среди работников здоровую конкуренцию, часто так поступают, чтобы, не порождая враждебных отношений, создавать конкуренцию на рабочем месте.
 
4. Негативную реакцию может вызвать и похвала за личные качества сослуживца, вместо того, чтобы одобрить его конкретные успехи и поступки человека. В случае если нужно искренне похвалить человека, кроме традиционных «умница» и «молодец» нужно также добавить и то, чем конкретно этот сослуживец заслужил такую похвалу. При отсутствии конструктивного объяснения, высказанной похвалы, сотрудник может почувствовать себя в роли ребенка и обидеться на такое к нему отношение.
 
5. Довольно распространенным видом двусмысленной похвалы на работе является похвала с оговорками, при этом не следует путать похвалу с долей критики и похвалу, оставляющую негативный осадок от оговорок, в результате получается не похвала, а издевательство. Распространенное выражение типа «ты, конечно, умница, но» оставляет больше негативный осадок, чем удовлетворение от похвалы. Вторая часть фразы, которая выражает негатив, всегда запоминается лучше и сводит на нет всю суть комплимента. Для лучшего восприятия нужно вторую часть фразы сделать первой и сначала высказать разумную часть критики сослуживцу, а уж потом похвалить этого работника.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

BonaKur

Многие сослуживцы, часто неадекватно реагируют на похвалу, они просто не верят в искренность сказанного вами, видя во всем двойное дно.

Marinka25

Я тоже стараюсь с опаской относиться к похвале сослуживцев, да и в свой личный адрес. Тут нужно быть очень тактичным, чтобы лестью не запахло. Иной раз лучше вообще обойтись без похвалы.

Сергеич

За действительно хорошую работу периодически хвалить не просто можно, но и нужно. И я думаю, что если сослуживец понимает за что его хвалят, то он точно отличит похвалу от лести.

милана

Не понимаю как можно похвалой обидеть коллегу. Мне кажется любому человеку приятно, когда его хвалят.